Главная » Программирование

Рассмотрим, как в памяти компьютера хранятся данные.

Вообще, как компьютер может хранить, например, слово "диск"? Главный принцип - намагничивание и размагничивание одной дорожки (назовем ее так). Одна микросхема памяти - это, грубо говоря, огромное количество дорожек. Сейчас попробуем разобраться. Например:

нуль будет обозначаться как 0000 (четыре нуля),

один 0001,
два  0010,
(т.е. правую единицу заменяем на 0 и вторую устанавливаем в 1).

Далее так:

три    0011
четыре 0100
пять   0101
шесть  0110
семь   0111 
восемь 1000
девять 1001
и т.д.

Уловили принцип? "0" и "1" - это т.н. биты. Один бит, как вы уже заметили, может быть нулем или единицей, т.е. размагничена или намагничена та или иная дорожка ("0" и "1" это условное обозначение). Если еще присмотреться, то можно заметить, что каждый следующий установленный бит (начиная справа) увеличивает число в два раза: 0001 в нашем примере = 1; 0010 два; 0100 четыре; 1000 восемь и т.д. Это и есть т.н. двоичная форма представления данных.

Т.о. чтобы обозначить числа от 0 до 9 нам нужно четыре бита (хоть они и не до конца использованы. Можно было бы продолжить: десять 1010, одиннадцать 1011 , пятнадцать 1111).

Компьютер хранит данные в памяти именно так. Для обозначения какого-нибудь символа (цифры, буквы, запятой, точки...) в компьютере используется определенное количество бит. Компьютер "распознает" 256 (от 0 до 255) различных символов по их коду. Этого достаточно, чтобы вместить все цифры (0 - 9), буквы латинского алфавита (a - z, A - Z), русского (а - я, А - Я), а также другие символы. Для представления символа с максимально возможным кодом (255) нужно 8 бит. Эти 8 бит называются байтом. Т.о. один любой символ - это всегда 1 байт (см. рис. 1).

0    1    0    1    1    0    1    0
р    н    р    н    н    р    н    р
Рис. 1. Один байт с кодом буквы Z
(буквы н и р обозначают: намагничено или размагничено соответственно)

Можно элементарно проверить. Создайте в текстовом редакторе файл с любым именем и запишите в нем один символ, например, "М" (но не нажимайте Enter!). Если вы посмотрите его размер, то файл будет равен 1 байту. Если ваш редактор позволяет смотреть файлы в шестнадцатеричном формате, то вы сможете узнать и код сохраненного вами символа. В данном случае буква "М" имеет код 4Dh в шестнадцатеричной системе, которую мы уже знаем или 1001101 в двоичной.

Т.о. слово "диск" будет занимать 4 байта или 4*8 = 32 бита. Как вы уже поняли, компьютер хранит в памяти не сами буквы этого слова, а последовательность "единичек" и "ноликов". "Почему же тогда на экране мы видим текст, а не "единички-нолики"? - спросите вы. Чтобы удовлетворить ваше любопытство, я забегу немного вперед и скажу, что всю работу по выводу самого символа на экран (а не битов) выполняет видеокарта (видеоадаптер), которая находится в вашем компьютере. И если бы ее не было, то мы, естественно, ничего бы не видели, что у нас творится на экране.

В Ассемблере после двоичного числа всегда должна стоять буква "b". Это нужно для того, чтобы при ассемблировании нашей программы Ассемблер смог отличать десятичные, шестнадцатеричные и двоичные числа. Например: 10 - это "десять", 10h - это "шестнадцать" а 10b - это "два" в десятичной системе.

Т.о. в регистры можно загружать двоичные, десятичные и шестнадцатеричные числа.

Например:

mov ax,20
mov bh,10100b
mov cl,14h
В результате в регистрах AX, BH и CL будет находится одно и тоже число, только загружаем мы его в разных системах. Компьютер же будет хранить его в двоичном формате (как в регистре BH).

Итак, подведем итог. В компьютере вся информация хранится в двоичном формате (двоичной системе) примерно в таком виде: 10101110 10010010 01111010 11100101 (естественно, без пробелов. Для удобства я разделили биты по группам). Восемь бит - это один байт. Один символ занимает один байт, т.е. восемь бит. По-моему, ничего сложного. Очень важно уяснить данную тему, так как мы будем постоянно пользоваться двоичной системой, и вам необходимо знать ее на "отлично".

Как перевести двоичное число в десятичное:
Надо сложить двойки в степенях, соответствующих позициям, где в двоичном стоят единицы. Например:

Возьмем число 20. В двоичной системе оно имеет следующий вид: 10100b

Итак (начнем слева направо, считая от 4 до 0; число в нулевой степени всегда равно единице (вспоминаем школьную программу по математике)):

10100b = 1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 + 0*20 = 20
---------------------------------------------
16+0+4+0+0 = 20
Как перевести десятичное число в двоичное:
Можно делить его на два, записывая остаток справа налево:

20/2 = 10, остаток 0
10/2=5, остаток 0
5/2=2, остаток 1
2/2=1, остаток 0
1/2=0, остаток 1
В результате получаем: 10100b = 20

Как перевести шестнадцатеричное число в десятичное:
В шестнадцатеричной системе номер позиции цифры в числе соответствует степени, в которую надо возвести число 16:

8Ah = 8*16 + 10 (0Ah) = 138
В настоящий момент есть множество калькуляторов, которые могут считать и переводить числа в разных системах счисления. Например, калькулятор Windows, который должен быть в инженерном виде. Очень удобен калькулятор и в DOS Navigator'е. Если у вас есть он, то отпадает необходимость в ручном переводе одной системы в другую, что, естественно, упростит вам работу. Однако, знать этот принцип крайне важно!

Сегментация памяти в DOS.
Возьмем следующее предложение: "Изучаем сегменты памяти". Теперь давайте посчитаем, на каком месте стоит буква "ы" в слове "сегменты" от начала предложения включая пробелы... На шестнадцатом. Подчеркну, что мы считали слово от начала предложения.

Теперь немного усложним задачу и разобьем предложение следующим образом (символом "_" обозначен пробел):

Пример N 1:

0000: Изучаем_
0010: сегменты_
0020: памяти
0030:
В слове "Изучаем" символ "И" стоит на нулевом месте; символ "з" на первом, "у" на втором и т.д. В данном случае мы считаем буквы начиная с нулевой позиции, используя два числа. Назовем их сегмент и смещение. Тогда, символ "ч" будет иметь следующий адрес: 0000:0003, т.е. сегмент 0000, смещение 0003. Проверьте...

В слове "сегменты" будем считать буквы начиная с десятой позиции, но с нулевого смещения. Тогда символ "н" будет иметь следующий адрес: 0010:0005, т.е. пятый символ начиная с десятой позиции. 0010 - сегмент, 0005 смещение. Тоже проверьте...

В слове "память" считаем буквы начиная с 0020 сегмента и также с нулевой позиции. Т.о. символ "а" будет иметь аодрес 0020:0001, т.е. сегмент 0020, смещение 0001. Опять проверим...

Итак, мы выяснили, что для того, чтобы найти адрес нужного символа необходимо два числа: сегмент и смещение внутри этого сегмента. В Ассемблере сегменты хранятся в сегментных регистрах: CS, DS, ES, SS (см. предыдущий выпуск), а смещения могут храниться в других (но не во всех).

Регистр CS служит для хранения сегмента кода программы (Code Segment - сегмент кода);

Регистр DS для хранения сегмента данных (Data Segment - сегмент данных);

Регистр SS для хранения сегмента стека (Stack Segment - сегмент стека);

Регистр ES дополнительный сегментный регистр, который может хранить любой другой сегмент (например, сегмент видеобуфера).

Пример N 2:

Давайте попробуем загрузить в пару регистров ES:DI сегмент и смещение буквы "м" в слове "памяти" из примера N 1 (см. выше). Вот как это запишется на Ассемблере:

(1) mov ax,0020
(2) mov es,ax
(3) mov di,2
Теперь в регистре ES находится сегмент с номером 20, а регистре DI смещение к букве "м" в слове "памяти". Проверьте, пожалуйста...

Здесь стоит отметить, что загрузка числа (т.е. какого-нибудь сегмента) напрямую в сегментый регистр запрещена. Поэтому мы в строке (1) загрузили сегмент в AX, а в строке (2) загрузили в регистр ES число 20, которое находилось в регистре AX:

mov ds,15 ---> ошибка!
mov ss,34h ---> ошибка!
Когда мы загружаем программу в память, она автоматически располагается в первом свободном сегменте. В файлах типа *.com все сегментные регистры автоматически инициализируются для этого сегмента (устанавливаются значения равные тому сегменту, в который загружена программа). Это можно проверить при помощи отладчика. Если, например, мы загружаем программу типа *.com в память, и компьютер находит первый свободный сегмент с номером 5674h, то сегментные регистры будут иметь следующие значения:

CS = 5674h
DS = 5674h
SS = 5674h
ES = 5674h
Код программы типа *.com должны начинаться со смещения 100h. Для этого мы, собственно, и ставили в наших прошлых примерах программ оператор org 100h, указывая Ассемблеру при ассемблировании использовать смещение 100h от начала сегмента, в который загружена наша программа (позже мы рассмотрим для чего это нужно). Сегментные же регистры, как я уже говорил, автоматически принимают значение того сегмента, в который загрузилась наша программа.

Пара регистров CS:IP задает текущий адрес код ... Читать дальше »

Категория: Программирование | Просмотров: 144 | Добавил: Эндрю | Дата: 24.10.2019 | Комментарии (0)

Парадигмы
Паттерны
Полиморфизм
Лямбды
Константы

Парадигмы

Инкапсуляция
Наследование

Итераторы
Дискретная математика

P.S. Первые наброски...

Категория: Программирование | Просмотров: 127 | Добавил: Эндрю | Дата: 21.10.2019 | Комментарии (0)

Процеду́рное программи́рование — программирование на императивном языке, при котором последовательно выполняемые операторы можно собрать в подпрограммы, то есть более крупные целостные единицы кода, с помощью механизмов самого языка.

Объе́ктно-ориенти́рованное программи́рование (ООП) — методология программирования, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определённого класса, а классы образуют иерархию наследования.

Функциона́льное программи́рование — раздел дискретной математики и парадигма программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании).

Категория: Программирование | Просмотров: 143 | Добавил: Эндрю | Дата: 21.10.2019 | Комментарии (0)

close